Образовательная лицензия №Л035-01298-77/00181037, выдана Департаментом образования и науки г. Москвы 24.11.2020г.
О центре
Онлайн курсы
Спецпроекты
Самообразование
Команда и преподаватели
НМО
Для организаций
+7 (495) 109-67-60
записаться на обучение
Личный кабинет
Войти / Регистрация
О центре
О центре
Сведения об образовательной деятельности
Онлайн курсы
Самообразование
Спецпроекты
НМО
Команда и преподаватели
Для организаций
Все курсы
Психиатрия
Психология/Психотерапия
Волонтёрство
Рентгенология
О центре
Сведения об образовательной деятельности
Артпоток
»
4. Арт-терапия и психическое здоровье - Александр Копытин
Лекция 1.
Лекция 2.
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 1.
Лекция 2.
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 1.1. Содержание арт-терапии и ее место в системе оказания психотерапевтической помощи
Лекция 2.1 Арт-терапия в системе оказания психиатрической помощи
Лекция 3.1. Арт-терапевтический процесс и воздействие
Лекция 4.1. Арт-терапевтическая среда: содержание и границы
Лекция 1.2. Содержание арт-терапии и ее место в системе оказания психотерапевтической помощи
Лекция 2.2. Арт-терапевтический процесс
Лекция 3.2. Арт-терапевтический процесс и воздействие
Лекция 4.2. Арт-терапевтическая среда: содержание и границы
Лекция 1.3. Содержание арт-терапии и ее место в системе оказания психотерапевтической помощи
Лекция 2.3. Арт-терапевтический процесс
Лекция 1.4. Содержание арт-терапии и ее место в системе оказания психотерапевтической помощи
Материалы к лекции 3. Арт-терапевтический процесс и воздействие.
Открыть материалы
Материалы к лекции 4. Арт-терапевтическая среда.
Открыть материалы
Тестовые задания
Раздел 4. Лекция 1
1. Что такое арт-терапия?
1. Система лечебно-профилактических, реабилитационных воздействий, применяемая при разных психических и соматических заболеваниях и состояниях дезадаптации.
2. Форма самолечения и саморазвития, основанная на самостоятельных творческих занятиях.
3. Группа методов психологического и психофизического лечебно-профилактического воздействия, основанных на занятиях пациента (клиента) изобразительной деятельностью под руководством специалиста.
4. Профессиональная услуга, оказываемая специалистами в области психического здоровья (психологами, врачами-психотерапевтами, арт-терапевтами), имеющими соответствующую профессиональную подготовку.
5. Творческое самовыражение на основе любых видов творческой деятельности, включая танец, чтение литературы, рисование, сценическое искусство, приводящее к различным положительным изменениям в состоянии и личности.
2. Арт-психотерапия имеет следующие основные отличия от лечебного изобразительного искусства (therapeutic art, art as therapy) — искусства как формы терапии занятостью
1. Арт-психотерапия предполагает работу с целостной личностью клиента, тесное взаимодействие клиента со специалистом.
2. Арт-психотерапия, в отличие от лечебного изобразительного искусства, требует от специалиста достаточных клинических знаний, хорошего владения техниками психотерапии (психологического консультирования).
3. В отличие от лечебного изобразительного искусства, арт-психотерапия может проводиться исключительно в рамках индивидуальной терапии.
4. В отличие от лечебного изобразительного искусства, арт-психотерапия реализуется в форме открытой художественной студии.
3. Какие особенности арт-терапии делают ее ценным инструментом при оказании лечебно-профилактической помощи при психических расстройствах?
1. Терапевтический потенциал арт-терапии при психических расстройствах связан с возможностью невербальной экспрессии, богатыми коммуникативными и защитными возможностями метафорического языка образов, художественных материалов и видов изобразительной работы.
2. В процессе занятий изобразительной деятельностью активизируется механизм символизации, связанный с формированием образных представлений, проявлением психологических защит.
3. В процессе занятий арт-терапией клиент может погрузиться в свой внутренний мир и не контактировать с окружающими, в том числе, психотерапевтом, что позволяет ему чувствовать себя в безопасности и достичь стабилизации.
Отправить на проверку
Тестовые задания
Раздел 4. Лекция 2
1. Методология арт-терапии включает следующие основные компоненты:
1. Психологическую концепцию личности как совокупность характерологических особенностей и особенностей психического развития
2. Теорию психосексуального развития и его нарушений
3. Психологическую концепцию личности, концепцию биопсихосоциогенеза психического расстройства и концепцию арт-терапевтического воздействия (вмешательства)
2. К какому блоку теории и методологии арт-терапии относится концепция арт-терапевтического процесса?
1. К блоку психологической концепции личности
2. К блоку биопсихосоиогенеза расстройства / нарушений адаптации
3. К блоку «Концепция арт-терапевтического воздействия (вмешательства)»
3. Арт-терапевтический процесс представляет собой:
1. Единство психотерапевтического и творческого процесса, форму самоактуализации/самореализации личности на основе создания нового, нахождение своего места как субъекта в системе отношений (личных и общественных) путем воздействия на среду
2. Такой основанный на творчестве и взаимодействии с помогающим специалистом процесс, который связан не только с устранением или смягчением симптомов эмоциональных, когнитивных, поведенческих и соматических проявлений болезни, но и позитивными личностными изменениями (личностной реконструкцией).
3. Процесс обучения основам изобразительного искусства, помогающий сформировать базовые художественные навыки.
4. Создание произведений искусства людьми, ранее далекими от него.
Отправить на проверку
Тестовые задания
Раздел 4. Лекция 3
1. Программа лечебно-профилактического арт-терапевтического воздействия (вмешательства) предусматривает:
1. Определение цели, задач, мишеней, технологических средств, ожидаемых эффектов, сроков и календарного плана программы
2. Обучение пациента основным техникам изобразительного искусства с целью создания изобразительной продукции для ее последующего экспонирования
3. Исследование, прежде всего, особенностей психосексуального развития и его нарушений
2. Внедрение программ психологической (психосоциальной) помощи с использованием методов арт-терапии с доказанной эффективностью позволяет:
1. Заменить лекарственную терапию (психофармакотерапию) на методы психологической, психосоциальной помощи
2. Охватить более широкий круг нуждающихся в такой помощи пациентов.
3. Защищает интересы пациентов, снижает риски причинения ущерба, обеспечивает лучший контроль за деятельностью специалистов.
4. Сократить общее число специалистов. работающих в психоневрологическмих усреждениях
3. Разработка программы психологической (психосоциальной) помощи с использованием методов арт-терапии предусматривает следующее:
механизмов, факторов риска, пусковых и опосредующих факторов развития проблем (нарушений); разработку концепции вмешательства; определения цели и задач программы; ожидаемых эффектов.
2. Конкретизацию мишеней воздействия; уточнение сроков и периодичности занятий, их продолжительности и структуры; определение материального и методического обеспечения программы и средств оценки ее эффектов
3. Абстрагирование от функционального и клинического диагноза, поскольку арт-терапия не принимает во внимание эти особенности пациентов, но больше интересуется их творческими личностными проявлениями.
4. Задачи симптоматической стабилизации, согласно модели Клинической системной арт-терапии, заключаются в следующем:
1. В постепенном повышении активности и развитие интереса к окружающей среде.
2. Устранении поведенческих нарушений
3. Устранении эмоциональных нарушений.
4. Устранении или смягчении симптомов эмоциональных, когнитивных, поведенческих и соматических проявлений болезни, доминирующих в клинической картине расстройства
Отправить на проверку
Тестовые задания
Раздел 4. Лекция 4
1. Какие функции и роли не характерны для арт-терапевта?
1. Оценивание художественных достоинств рисунков клиента (пациента)
2. Создание безопасной среды
3. Фасилитация
4. Отражение
2. Какие условия не относятся к эффективному арт-психотерапевтическому взаимодействию и фасилитации?
1. Адекватное оснащение кабинета
2. Обратная связь
3. Свобода действий, минимальные ограничения
4. Достаточное время на изобразительную деятельность, восприятие и обсуждение работ,
5. Безусловное принятие
6. Привлечение внимания клиента к его творческой активности и отношениям со специалистом и другими участниками занятий (при групповом варианте работы) как ведущим видам деятельности в ходе арт-терапии
7. Соблюдение пропорций изображаемых фигур и законов гармонии
3. Какие признаки арт-терапевтической среды не характерны для ее студийной модели?
1. Недопустимость размещения каких-либо художественных работ в среде студии во избежание их неоднозначного влияния на психическое состояние участников занятий.
2. Размещения в среде студии только таких работ участников занятий, которые прошли соответствующий отбор и отвечают эстетическим критериям.
3. Относительная открытость внешних границ,
4. Клиент (пациент) имеет значительные возможности влияния на среду студии.
4. Задачи симптоматической стабилизации, согласно модели Клинической системной арт-терапии, заключаются в следующем:
1. В постепенном повышении активности и развитие интереса к окружающей среде.
2. Устранении поведенческих нарушений
3. Устранении эмоциональных нарушений.
4. Устранении или смягчении симптомов эмоциональных, когнитивных, поведенческих и соматических проявлений болезни, доминирующих в клинической картине расстройства
Отправить на проверку
Назад
Следующий раздел